Существует много разновидностей продукции, которая относится к категории «невосстанавливаемая». К ней относятся и стальные канаты. Как правильно производить их браковку, на что ориентироваться, по каким критериям и нормам браковки оценивать нецелесообразность (или невозможность) дальнейшего применения стальных канатов – тема данной статьи.
Периодичность, виды осмотров стальных канатов, их содержание, а также нормы браковки подробно расписаны в РД РОСЭК № 012 от 1997 года. Все величины и методики, указанные в этом документе, рекомендательные, и распространяются на грузоподъемные механизмы любого типа. Но первоисточником все-таки является инструкция на конкретное устройство. Если в ней нет раздела, описывающего методику браковки канатов, то нужно ориентироваться на положения и табличные данные РД № 012.
Что определяется при осмотре каната
- Число обрывов проволоки
- Их характер.
- Интенсивность возрастания подобных дефектов.
- Участки с максимальным количеством обрывов.
Конкретные рекомендации по определению необходимого для браковки количества обрывов отражены в таблицах №№ 4 – 9, 11 и 12 РД (пункт 2.1. документа). При этом учитываются: ГОСТ на канат, группа механизма, тип свивки, ее диаметр и число проволочек несущих.
Особенность методики браковки
- 1 торчащий кончик проволоки считается как 1 обрыв, независимо от того, просматривается второй или он скрыт свивкой.
- Первоочередное внимание обращается на состояние концевых заделок на предмет наличия в них дефектов.
- Количество допустимых обрывов для стальных канатов, с помощью которых перемещается продукция повышенной опасности (ядовитые вещества, расплавленный металл и тому подобное), уменьшается вдвое.
- Наличие на одном участке пряди более 3-х оборванных проволок – аргумент для браковки. Такой канат эксплуатировать запрещается. Аналогично, если полностью оборвана хотя бы 1 из прядей.